Конец прекрасной эпохи

Дата: 19-01-2024 | 22:18:23

Приближается ночь... Кто бежит по отвесным горам,
Где в ущельях лежат, словно камни, холодные звёзды?
Чей стремительный бег по пустынным и гулким холмам
Сотрясает созвездий орлиные гнёзда?

Или это Гермес, иль иной, обращающий в бег,
Бог лозы виноградной -
Благородный Дионис, несущий наполненный мех
Для вакханок и фавнов?

Или это Анубис бежит, словно бешеный пёс,
Истекающий пеной,
Свесив длинный багровый язык за темнеющий плёс,
За края ойкумены?

За моря, где нагая Луна опьянит
Киммерийца, и гота, и царского скифа, и грека;
И бегущий на миг свой пылающий лик обратит

К уходящему веку.

                  * * *

Верила ли, знала, Мириам?
Будет хлеб иной, сердца - иные...
Не Твои ли муки родовые -
Обещанья, данные царям?

Что ответишь сонным пастухам,
В тёмном хлеве ставшим на колени?
Если даже Ты... Что делать нам
В нищем, бесприютном Вифлееме?

Если даже Ты, прижав к вискам
Смуглые дрожащие ладони,
Не поверишь ни седым волхвам,
Ни дарам, лежащим на соломе...

                 * * *

Течёт по парковым аллеям
Толпа, как новая река...
Царевич запускает змея
В серебряные облака.

Ему с высокого пригорка
Видна московская земля...
А змей глядит умно и зорко
На огороды и поля,

Взмывает в небо что есть силы,
И верховодит в облаках...
И чует близкую могилу
Свою в кремлёвских лопухах.

              * * *

Едва намечены берёзы
Карандашом французской школы;
И беглый клён, и тополь голый,
И эти ветреные розы.

А вот и дети на пленэре,
Их бонна строгая в корсете;
(Лакеи всё ещё в ливреях,
И император на портрете.)

Вперёд, береты голубые!
Вас ждут Тулоны и Вандеи,
Для вас герои и злодеи
Готовят войны мировые.

Здесь умирают без упрёка,
И смотрят в вечность, не мигая...
Едва кончается эпоха
И начинается другая.






Ольга Галицкая, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3991 № 180032 от 19.01.2024

11 | 7 | 322 | 01.06.2024. 22:47:39

Произведение оценили (+): ["Надежда Буранова", "Ирина Бараль", "Моргунова Елена", "Владимир Старшов", "Ирина Бодич", "Олег Духовный", "Владимир Мялин", "Елена Ханова", "Екатерина Камаева", "Виктор Гаврилин", "Марк Шехтман"]

Произведение оценили (-): []


Ольга, читая Ваши стихи, не могу сказать, что прекрасная эпоха заканчивается. Поэтому «едва кончается эпоха и начинается другая» хочется назвать просто внутренним перерождением в одних и тех же пределах. Стих про Мириам особенно зацепил. Сохранила его, буду ещё размышлять. И вообще интересно, все четыре стихотворения, казалось бы разные и о разном, в итоге воспринимаются частями одного целого. Очень понравилось!

Спасибо Вам сердечное! Над стихотворением о Мириам и я размышляю теперь... Оно совершенно по-другому раскрыло свой смысл с тех пор, как было написано! И этих смыслов оказалось так много, один под другим... Провидение ведёт нас удивительными путями, которых мы не видим и которым мало верим... Оно и о мире, и о Родине, и о том, как одна эпоха, умирая, зачинает другую; о раскрытии замысла, которого мы не постигаем, и явлении чуда,  которого уже не ждём!  И, действительно, четыре таких разных стихотворения вдруг обьединились общим смыслом и темой... Приходите, Катя, ещё, с Вами очень интересно размышлять!

Да, стихотворение о Мириам и у меня к настоящему моменту довольно сложную палитру смыслов развернуло. Не получится сформулировать что-то одно, как не получится от растущего дерева каким-то образом унести только ствол, оставив остальное на прежнем месте. Такое чувство, что надо под этим деревом сесть и ждать, пока созреет и свалится плод. И тогда можно будет сказать сразу обо всём.

Ольга, я не решилась развивать тему под "Ярославной", поскольку посыл там другой. Но предположение об убийство Каина Авелем само по себе заставило задуматься. Этот момент в истории я никогда не любила. Что-то в нём виделось не то. Разве можно было так провоцировать, зная, какая ревность живёт в сердце старшего? Далее кто-то из святых отцов делал акцент на том, что если провоцируешь человека на что-то, в чём он слаб, то это твой грех, а не его. Ибо ты знал.
Ревность к вниманию родителя заложена в природе. Некоторым детям удаётся от неё самозащититься. Но можно ли рассматривать её как грех? Это же на уровне инстинкта выживания. Хочется назвать произошедшее некой спланированной свыше инициацией для Каина, чьё сердце просто не выдержало столь явной правды. Возможно, Авель был приятнее Богу ещё и потому, что сам Бог был ближе к деятельной ярости, нежели к смирению Авеля, которое и утешало его огненное сердце.
p/s Это не к Вам вопрос, а размышление. Но мне хотелось бы знать, что Вы думаете.
В самой истории есть нюансы и подробности, но они (почему-то) мало кому доступны. Здесь речь только о том, из-за чего имя Каина стало нарицательным. 

Катя, здравствуйте! Я Вам отправила ответ на электронную почту - думала, что именно там Вы мне и написали! Это такая тема, Каин и Авель, на которую можно рассуждать бесконечно! Вот, например, тема искушения вообще - является ли искушение провокацией? В какой то мере да.  Мне кажется, мы постоянно стоим перед выбором, и он часто тяжел, провокативен и несправедлив! По-видимому, это для того, чтобы научить нас держать удар и преодолевать искушения, которые всегда очень сильны! Мы можем оправдать кого угодно, оправдать Каина, - а самооправдание вообще очень сладкая вещь... Прощение редко стучится в наши сердца! Простить от души и уже сделать, наконец, нравственный выбор, побороть страсти - вещь почти невозможная для нас, особенно для нашей пост-христианской эпохи, когда культивируется борьба "за себя", она же - война всех со всеми... Христианский идеал вообще насилует наш здравый смысл. В каком-то смысле это два противоположных полюса для современного человека, хоть и выросшего в парадигме иудео-христианской цивилизации. И я не знаю, кто чаще кажется нам несправедливым -  Бог или человек? И кто кажется нам виновнее? Есть большие вопросы, но всё ещё нет больших и окончательных ответов на них!

Превосходная лирика! Внятно, мудро, интересно. 
Мне очень понравилось, спасибо, Оля.
Нина Гаврилина.

Ниночка, огромное спасибо за Ваше всегдашнее тепло! Оно согревает в любые холода... Переживём и мы тёмные времена и зимнюю стужу, бог даст!